«Бог есть огонь согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним».

Серафим Саровский.

 

 

Хроника / 25  сентября 2009 

Народ гудел. Выставка, открытие которой состоялось в конце прошлой рабочей недели в одном из самых больших залов Областного художественного музея поражала всех. Удивляла, озадачивала, заставляла думать. Быстрого обмена мнениями с друзьями уже не хватало, хотелось услышать что-то важное и от важных людей. Но все явно затягивалось. Наконец пронесся слух: «Архиепископ…».

Оказывается, ждали его преосвященства. Архиепископ Курганский и Шадринский Константин, взяв слово, еще раз показал свою просвещенность, точно оценив особый мистический свет, исходящий от картин, увиденных нами, и от имени духовенства епархии и себя лично поздравил их автора с открытием выставки. После архиепископа выступавшие чиновные люди, художники, искусствоведы уже не скупились на лестные слова. Экспозиция названа душеподъемной, «звонницей», символической, знаковой, страдальческой, открытой и «такой мы еще не знали».

Кто же этот человек, устроивший художественный переполох уже первой своей выставкой в Кургане?

О художнике

Андрей Ваньков родился в Кургане в 1967 году. В 1987 году закончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра. С 1987 по 1989 год – служба в рядах Советской Армии. В 1995 году закончил графический факультет Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина (мастерская А.А. Пахомова). С 1997 по 2000 год – учеба в аспирантуре Института им. Репина. В 1998–1999 годах преподавал в Институте им. И.Е. Репина. С 1991 года член творческого объединения «Сграффито» (Гуманитарный фонд «Свободная культура» в Санкт-Петербурге). Участник более 50 персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Автор нескольких уникальных книг, выпущенных издательством «Редкая книга Санкт-Петербурга».

В 2002 году рукоположен в сан священника в Курганской епархии. В 2006 году расписал церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Семистрельная» в р.п. Лебяжье. С 2007 года – клирик Богоявленского храма г. Кургана.

Итак, мы знакомимся с художником и служителем Церкви. Это раздельно или неотделимо друг от друга? Для начала скажем, что если выставка – зеркало автора, то Ванькова трудно назвать реалистом. К его творчеству не подойдешь с главной меркой реализма, бытующей в среде простых потребителей искусства – «Надо же как похоже!». Ничего похожего как раз и нет, например, в работе «Мужчина и женщина», где вместо людских фигур мы видим зыбкие геометрические конфигурации. С другой стороны, реализм – это все-таки не реальность, а ее отражение. А «отражатель» Андрей Ваньков очень своеобразный. Это замечают все.

Вот я, к примеру, заметил (и, думаю, в этом не одинок), что живопись Ванькова грустна. Дело вовсе не в колорите его работ, скупых на чистый цвет. Скорее всего ощущение тишины, даже когда изображается детская игра или танец, грусти, может быть, и меланхолии приходит, когда понимаешь мир переживаний художника и их глубину. Иногда эту грусть принимают за тревогу, за ожидание чуть ли не апокалипсиса, как выразилась искусствовед Светлана Кулакова. Так или иначе, но радостного действительно мало в «Больном», «Грехах», «Стариках», «Битой технике» и многих других работах Ванькова.

Кстати, о колорите. Подойдите к любому полотну Ванькова поближе, так, чтобы прочесть на маленькой этикетке название его по-русски и по-немецки, отдайте свои 17 секунд, которые специалисты вычислили как среднее время разглядывания посетителями крупнейших музеев мира одного полотна – и вам действительно все покажется сумрачным. А потом посмотрите на эту же работу с расстояния от противоположной стены. Полотно светится! Может быть, это и есть тот самый мистический свет, о котором говорил архиепископ Константин.

Впрочем, хватит о колорите, это дело специалистов. Гораздо интересней, мне кажется, проникнуть к источникам вдохновения живописца, в мир ассоциаций, которые оно вызывает. Несомненно, что грамотный зритель почувствует и музыкальные, и киноассоциации, а также «цитирование» Иеронима Босха, Франсиско Гойи и других великих художников. Но главное в творчестве Андрея Ванькова – широчайший фон мировой культуры, который в лучших работах сужается до «литературности», до библейских и античных мифов.

Да, не худо бы перед знакомством с «Петром и Павлом», «Благой вестью», «Давидом и Урией», «Магдалиной», «Протоапостолами», «Судом Соломона» и другими картинами Ванькова заглянуть в Библию, освежить в памяти вузовские знания античных мифов и средневековой истории. Это обязательно приведет к более точному пониманию того, что хотел сказать миру художник.

На вернисаже, предугадывая такую ситуацию и возможные вопросы, Андрей Ваньков сам провел экскурсию, рассказывая чуть ли не о каждом полотне. Вот «Карусель» – работа 1997 года, действительно изображающая детское «транспортное» средство, устанавливаемое в парках. Однако ж, это не просто карусель. Автор прямо сказал, что толчком к созданию картины послужил библейский сюжет о Ноевом ковчеге. Вообще, если повнимательней взглянуть на библейский цикл Ванькова и его светские работы, то увидишь общий их корень – детство. Только в первом случае это будет детство человечества, в другом – детство самого автора или близких ему людей.

Вопрос из той же экскурсии: «Почему на картине «Художник и натура» модель одета, а человек у мольберта обнажен?». На самом деле, почему, ведь обычно все наоборот? Ваньков так объяснил работу, которую считает программной: художник обнажен потому, что он всегда открыт, он всегда виден любопытствующим, да, в общем, и не хочет закрываться от мира. В этом смысл творчества – не закрываться!

Люди ходят по музеям и вернисажам, конечно, за удовольствием, за эстетическим наслаждением. И радость эту легко получить, восторгаясь близкими душе светлыми пейзажами, незатейливыми натюрмортами, линией искусного карандаша, светлыми красками… Искусство Андрея Ванькова дарит нам наслаждение иного рода, мы получаем удовольствие от размышления, сопоставления и сравнения, от угадывания культурного шифра. Такая степень наслаждения достигается труднее, через нравственные и интеллектуальные усилия, но ведь побед над собой, грешным, не бывает без преодолений.

Видимо, одной из граней преодоления человеком чего-то слабого в себе надо считать и работоспособность Ванькова, так сказать, его «производительность труда». На обозреваемой выставке в основном представлены работы трех лет – с 1996-го по 1998 год. А это более 70 полотен крепчайшего уровня. Оказалось – еще не всё. За пределами главной экспозиции, в небольшом зальчике, где состоялась неофициальная часть вернисажа, выставлено еще около десятка картин – самые новые работы. По изобразительной манере, кажется, более реалистичные, чем ранее, но такие же многозначные. Смотреть есть на что и удивляться есть чему. «Встреча со Сталиным» (рябой и усатый вождь сидит перед инопланетянином, как коммунист на допросе в знаменитой картине Иогансона), «Парфянский ужас», «Игрушки детского Рима» (ах, какое созвучие с «Детским миром»!), «Памяти крестовых походов» – все это 2008–09 годы. Поражает прекрасный портрет «Флора-42», ну совершеннейшая пастушка из итальянского Возрождения. Почему же «42»? Потому что вечное желание мира, с древности олицетворенное в прекрасном девическом образе, художник переносит в самое жесткое время ХХ века, в огонь войны, всего лишь набросив на плечи своей героини шинель фронтовой медсестры.

Для тех, кто был знаком с творчеством Андрея Ванькова, а их у нас немного, свежие его работы – знак того, что он развивается. Для тех же, кто только познакомился с ним – лишнее подтверждение того, что Курган обрел большого художника.

Где еще видели Ванькова?

Коллективные экспозиции творческого объединения «Сграффито» в Санкт-Петербурге (1991 год) и в городе Вресс (Бельгия) в 1993 году. Кроме того: II Международная выставка «Диалоги» в Санкт-Петербурге (1995 год) и персональная выставка 1997 года в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме северной столицы.

Работы Андрея Ванькова есть в книжной коллекции Эрмитажа, в частных собраниях и музеях в Бельгии, Голландии, Франции и России.

© Новый мир

 
  • Построим храм всем миром!

Дизайн: Prozhoga.ru

 

Hosted by uCoz