«Бог есть огонь согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним».

Серафим Саровский.

 

 

Хроника / 17  апреля 2009 

– Владыка, сегодня Россия, наши соотечественники переживают непростые времена. Различных рецептов поведения в ситуации кризиса предлагается немало. Но для людей в нелегких условиях особое значение имеет слово архипастыря, Ваше слово.

– Кризис, как я сказал в Пасхальном послании, навязан нам извне. Рухнула глобальная финансово-экономическая башня, как когда-то на заре городской цивилизации Вавилонская башня. Сказано в Библии о строителях «башни высотою до небес», которая была горделивым вызовом Богу: «сделаем себе имя». И она рухнула. То же происходит и сегодня, когда шкурный, примитивный эгоизм «воротил» мира стал беспредельным. И Бог наказал.

Но Россия – самодостаточная страна, обладающая огромными богатствами, будет, несмотря на любые кризисы, успешно и уверенно развиваться. Мы переживем этот кризис. Наш трудолюбивый и терпеливый народ справится со всеми трудностями. Мы достойно вышли из гораздо более тяжелого кризиса 90-х годов, который, в отличие от нынешнего, носил не только экономический, но и политический, социальный характер. Тем более преодолеем нынешний. Я всегда говорю, что кризисы приходят и уходят, а человеческая жизнь одна, которую надо беречь, достойно вести себя, не поддаваться никакой панике, избегать всевозможных искушений и соблазнов. Для верующих людей кризис – это не повод для уныния, а время особой заботы о ближних, о тех, кто рядом с нами. Господь не оставит Россию.

– Ваше Высокопреосвященство, начиная со светлого праздника 1000-летия Крещения Руси, который отмечался в 1988 году, началось возрождение православия в России. Во всем мире, подчас с тревогой и даже опасением, задают вопрос: как это могло случиться? Какова роль Русской православной церкви в новейшей российской истории?

– Скажу сразу, что слово «роль» мне не нравится. Роль – это что-то внешнее. Например, человек может играть сегодня одну роль, завтра – другую. Как в театре. Влияние Церкви на общество является неотъемлемым ее свойством. Это не есть что-то внешнее, но присущее Церкви изначально. Церковь можно законодательно отделить от государства, но нельзя отделить от общества по той простой причине, что члены Церкви являются членами того же общества. Поэтому говорить о том, что Церковь влияет на общество, равносильно тому, как воцерковленная часть общества влияет на нецерковную. И тогда возникает вопрос: как небольшая часть верующих, которая была меньшинством в 1988 году (а это еще Советский Союз), смогла оказать переломное воздействие на остальную, более значительную часть общества? На большинство! Как такое могло случиться?

И здесь мы должны перейти от рассмотрения церкви как института, как организации к духовному уровню, когда церковь есть мистическое Тело Христово. И все совершается по Божией воле. Это одно. Второе: у Русской православной церкви очень много небесных ходатаев – это новомученики российские. За короткое время – 20-30 лет советского периода – у нашей Церкви мучеников за Христа оказалось больше, чем за всю историю христианства во всех странах мира. Это огромная духовная сила, небесно покровительствующая нашей Церкви.

Конечно, определенную роль сыграла и круглая дата – 1000-летие Крещения Руси, которое широко отмечалось в обществе. Немаловажное значение имело и общественное настроение, когда люди почувствовали, что государственная атеистическая идеология себя исчерпала. Вне всякого сомнения, какую-то положительную роль сыграло тогдашнее политическое руководство страны. Но это была именно роль, то есть нечто внешнее. Причем влияние это не было доминирующим, потому что данное руководство не смогло даже собственную страну уберечь от распада – через три года Советского Союза не стало. Но какая-то добрая воля со стороны руководства страны присутствовала. Но нельзя утверждать, что перемена в жизни Церкви произошла по указке сверху.

И вот сочетание этих факторов – небесной поддержки святых новомучеников российских; настроение в обществе, усталость от полностью исчерпавшей себя государственной коммунистической идеологии; авторитета верующих и, главное, Божией воли – и определило исторический поворот в жизни Церкви и общества. После празднования 1000-летия Крещения Руси все действительно пошло по-другому. Христианская истина, озвученная Тертуллианом, гласит: «Кровь мучеников является семенем Церкви». Это семя ко времени 1000-летия Крещения Руси и проросло.

- Владыка, великий вклад в возрождение православия в России внес Святейший Патриарх Алексий II. Вам довелось общаться со Святейшим. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями от этих встреч?

– Здесь самым явственным образом мы встречаемся с Промыслом Божиим. Распад СССР – это 91-й год. Церковь, которая три года назад только-только начала дышать, еще была слаба, материально и административно разгромлена, по Божиему Промыслу, избирает за год до распада СССР на Патриарший Престол Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх, по Божией воле, минимизировал страшнейшие потери после распада СССР.

Патриарх Алексий – необыкновенно талантливая личность. Я с ним часто встречался. Он был очень хладно-кровным, выдержанным человеком. Рассудительность, осмотрительность сочетались у него со смелостью и решительностью. Патриарх обладал великолепным чувством юмора – сам умел смешить и ценил юмор других. Обладал глубокой деликатностью, интеллигентностью, каких я больше ни у кого не встречал. В нем сочетались простота, доступность в общении и чувство дистанции. Но оно определялось не чванством, не самопревозношением, а именно глубиной, интеллигентностью, порядочностью. Этими прекрасными человеческими качествами он стоял над всеми нами.

Церковь поставила на Патриарший Престол этого человека, который благодаря высоким своим качествам обладал огромным консолидирующим началом. К Патриарху стремились как к центру. Ему симпатизировали все – и Зюганов, и Жириновский, правые и левые, либералы и монархисты. Эти центростремительные свойства личности Патриарха Алексия в значительной степени помогли нейтрализовать центробежные тенденции, которые были в государстве и, в частности, у Ельцина.

Патриарх Алексий никогда не делал резких движений, громких заявлений. Он был необыкновенно тонкий человек и смотрел далеко вперед. На фоне крушения страны ему удалось сохранить каноническое единство Русской православной церкви, братские связи между православными народами. В 1993 году, когда страна была на грани гражданской войны, именно Патриарх Алексий предотвратил полномасштабную кровавую бойню, в результате которой произошел бы распад Российской Федерации.

Святейший Патриарх обладал глубоким духовно-мистическим прозрением. Самая первая канонизация, совершенная Патриархом, это причтение к лику святых великого державника праведного отца Иоанна Кронштадтского, который глубоко болел, страдал за Россию. Святой Иоанн Кронштадтский предсказал русскую революцию 1917 года и по-следующие за ней беды и страдания нашего народа. Но он предсказал и то, что, когда народ напьется чужой и своей крови, наступит возрождение православия в России. В трудные времена Церковь и страна приобрели в лице святого Иоанна Кронштадтского великого небесного покровителя и заступника. И в этом тоже провидческая миссия Святейшего Патриарха Алексия II.

Святейшему с его твердым характером, глубоким умом удалось спокойно, без резких движений, без истерики вывести в труднейший период корабль Церкви, причем с колоссальнейшими приобретениями. Недавно, когда мы прощались со своим Патриархом, приводились данные о многократном увеличении числа храмов, монастырей, духовных школ. Патриарх Алексий, с Божией помощью, по молитвам новомучеников российских, стал собирателем Русской православной церкви, которая при нем достигла небывалого расцвета за всю свою тысячелетнюю историю.

– Ваше Высокопреосвященство, у зауральцев, не только верующих, большой интерес к Вашей личности. Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

– Я родился в 1951 году в Казахстане. Мой отец во время войны служил военфельдшером. Был ранен, потерял глаз, перебита нога. Его списали, комиссовали. И направили в Казахстан. Там у него как фельдшера была огромная территория, дали лошадь. И он ездил от аула к аулу, от стойбища к стойбищу – лечил казахов. Вся моя родня связана с Одессой и Одесской областью. Дед и прадед по отцовской линии – священники. По материнской – крепкие крестьяне. После войны отец окончил Одесский медицинский институт, отличник здравоохранения. Ранее, в предвоенные годы, он не мог получить высшее образование, поскольку был сыном священника и считался сыном «врага народа».

Я окончил Винницкий медицинский институт. Уже в студенческие годы начал работу над кандидатской диссертацией, но поскольку не был комсомольским или профсоюзным активистом, в институте меня не оставили. Работал практически врачом, главным образом на «скорой помощи». Наша бригада интенсивной терапии выезжала на самые тяжелые случаи.

Затем работал преподавателем, старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте, где была мощная кафедра медицинской подготовки, которую возглавлял мой учитель – доктор медицинских наук Николай Никифорович Самойлов – выпускник Ленинградской военно-медицинской академии. Недавно я ездил на его 80-летие. Являюсь кандидатом медицинских наук, диссертацию защитил в Смоленском медицинском институте.

К вере я пришел через занятия наукой и чтение религиозно-философской литературы, которая досталась мне от деда и моей тети, которая была инокиней одного из одесских монастырей. Никаких романтических потрясений, озарений, видений у меня не было. Я очень серьезно занимался наукой, понял, что жизнь не могла возникнуть сама собой, а формула Энгельса – «жизнь есть форма существования белковых тел» – не выдерживает никакой серьезной научной критики.

Когда принял решение поступать в духовную семинарию, то знал и понимал, что такое решение чревато многими негативными последствиями, вплоть до объявления тебя диссидентом, сумасшедшим с последующими преследованиями. Я понял, что с «корабля на бал» попасть не удастся. И оставил медицинскую карьеру. Пришлось часто менять место жительства и работу. Работал на железной дороге, где сколачивал ящики, сучкорубом на лесоповале. После переезда в Белоруссию служил ночным сторожем в Жировицком монастыре. И только после этого уже митрополит Минский и Белорусский Филарет дал мне рекомендацию для поступления в Московскую духовную академию. Наличие такой рекомендации было обязательным, поскольку без нее даже не принимали документы.

Московскую духовную академию (при сроке обучения 4 года) я окончил за два года. Сразу же поступил в Московскую духовную академию. В 1986 году, в конце первого курса академии, принял монашеский постриг с именем Константин в честь святого благоверного князя Константина Муромского.

В начале 90-го года был назначен на пост ректора ранее закрытой Минской духовной семинарии. Оставаясь ректором, в 1992 году в сане епископа возглавил ранее ликвидированную Новогрудскую и Лидскую епархию. И в семинарии, и в епархии пришлось все начинать с нуля. Во время моего служения в Белоруссии дважды приезжал Святейший Патриарх Алексий II, смотрел, как идут дела. Через некоторое время Святейший принял решение о моем переводе на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии.

Эта прекрасная духовная школа переживала тогда кризисный период. Проблемы, возникшие в лихие 90-е, коснулись, к сожалению, и ведущей духовной академии. За 10 лет здесь поменялись пять ректоров. Очень сильно упал уровень знаменитой духовной школы. В Санкт-Петербурге Патриарх Алексий никого найти не смог, несмотря на то, что четыре года управлял Ленинградской епархией и фактически проживал в академии. Он благословил меня возглавить Санкт-Петербургскую духовную академию и навести там порядок. Приходилось налаживать и административную, и научную жизнь, поднимать дисциплинарный уровень студентов. Работы было много, но она принесла положительные результаты.

– Владыка, мы встречаемся с Вами накануне Светлого праздника Пасхи. Пользуясь случаем, просим Вас обратиться к нашим читателям.

– Я желаю всем курганцам Пасхальной радости, мира, благополучия. Приветствую вас радостными словами: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

© «KиK»

 
  • Построим храм всем миром!

Дизайн: Prozhoga.ru

 

Hosted by uCoz