«Бог есть огонь согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним».

Серафим Саровский.

 

 

Хроника / 05  марта 2010 

В Кургане продолжается строительство нового Богоявленского храма. По сложившейся церковной традиции, одновременно с началом строительства иконописцы приступают к работам по написанию иконостаса для будущего храма. Напомним, что иконостас, составленный из икон, отделяет алтарь от остального пространства церкви. Это своего рода завеса храма, которую апостол Павел называет плотью Христа. По словам отца Павла Флоренского, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым». Иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире.

Создание иконостаса дело многотрудное, требующее значительных средств: специально изготовленное и обработанное дерево, краски, золото... Благодаря пожертвованиям курганцев часть икон для нового храма уже написана. Сейчас священник и иконописец Андрей Ваньков пишет новую икону святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира.

С именами этих святых связано крещение Руси. «Начальницей веры» и «корнем православия» издревле называли люди святую равноапостольную княгиню Ольгу. Древняя летопись «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга приняла христианство в 955 году во время посещения Царьграда, столицы Византийской империи. По возвращении на Русь Ольга в некоторых местах уничтожила языческие капища и воздвигла христианские храмы. В Киеве был построен деревянный Софийский собор. Русь в то время была языческой страной, для которой христианство оставалось чужеродным. Тщетно Ольга пыталась склонить своего сына Святослава к христианству. Он остался язычником.

Когда Ольга пригласила на Русь латинских проповедников-миссионеров, встречены они были враждебно: одних убили, другие бежали из страны. После этих событий княгиня Ольга была отстранена язычниками от верховной власти. Хотя личная приверженность Ольги православию и не повлияла на народ в целом, она сделала первый шаг на пути принятия Русью православия. Княгиня Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось просвещение Руси светом христовой веры. Святая равноапостольная княгиня Ольга была канонизирована на церковном соборе 1547 года.

Русь трудно шла к своему крещению. Внук княгини Ольги великий князь Владимир поначалу, по словам знаменитого русского историка Н. М. Карамзина, «изъявлял отменное усердие к богам языческим». И идолов языческих ставил, и жертвы им приносил. Буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых сокрушительных страстей. По некоторым историческим данным, Владимир содержал в трех гаремах до 800 наложниц.

Обращение к Богу — всегда тайна. Невидимо касается Господь человеческой души, сокрушая узы греховного ослепления. Владимир несколько раз собирался принять крещение. Первый раз, выслушав проповедников, каждый из которых склонял его к своей вере, он отправил послов в мусульманские и христианские страны, дабы выяснить, какая вера лучше. Вернувшись, послы рассказали, что ни мусульманство, ни католичество им не приглянулись.

Иное дело православие. Побывав в Византии на православном богослужении, послы сказали: «Не знали, на небе мы были или на земле. Служба их паче всех стран». Княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, если бы плох был закон греческий, то мудрейшая его бабка Ольга не стала бы православной. Но Владимир, проявив нерешительность, остался язычником.

Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены сестру византийских императоров Анну ему сказали: «Если крестишься, то и ее получишь, и Царство Небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь». Но Владимир затеял спор с императорами, что должно состояться в первую очередь — крещение или приезд невесты. Никто уступать не хотел.

Тогда князь Владимир со своей дружиной осадил и взял Корсунь, форпост Византии в Причерноморье. Да к тому же еще стал угрожать военным походом на столицу Византии. Византийские императоры были вынуждены наконец отправить сестру Анну в сопровождении священников к Владимиру.

Князя Владимира, ожидавшего в Корсуне прибытия невесты, поразила глазная болезнь, завершившаяся полной слепотой. Прибывшая Анна потребовала его крещения. Князь согласился, и в момент совершения таинства в купели прозрел. В Киев князь Владимир вернулся другим человеком, совершенно изменилась его нравственная жизнь. Первым делом он распустил все гаремы, объявив, что теперь у него единственная жена Анна. Затем он велел жителям города собраться на берегу Днепра, заявив: «Кто не придет, тот не друг мне!» Горожане собрались. На глазах обомлевшей толпы были сокрушены и сброшены в реку языческие идолы, коих в Киеве было немало. По словам митрополита Иоанна (Снычева), на текст которого мы опираемся в своем рассказе, вместо неминуемого, казалось бы, мятежа произошло всеобщее крещение, которое князь Владимир предварил горячей молитвой. Случилось это в 988 году.

По некоторым историческим данным, князю Владимиру было на момент крещения примерно 25 лет. Со всем пылом юности он стал осуществлять христовы заповеди. Княжеский двор был открыт для всех немощных и обездоленных. Здесь их кормили, давали приют. В Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, другой снедью. «Нет ли где больного и нищего, который сам не может дойти до княжеского двора?» — кричали возницы. В народной памяти, отразившейся в былинном эпосе, сохранился образ радушного, хлебосольного князя Владимира Красное Солнышко.

Историки много рассуждают о причинах и условиях принятия Русью православия. Но очевидно, что одними только экономическими, политическими и прочими объективными причинами объяснить это невозможно. Почему православие достаточно скоро по историческим меркам восторжествовало в языческой стране, где, казалось бы, не было никаких предпосылок для принятия христианства? По Божией воле все и совершилось.

Иконы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира пребывают почти во всех православных храмах. Сейчас такая икона, написанная отцом Андреем Ваньковым, будет и в новом Богоявленском храме. Общественный благотворительный фонд «Народный храм» обращается ко всем неравнодушным людям, а особенно к носящим прекрасные имена Ольги и Владимира, внести свои посильные пожертвования на создание икон этих святых.

Пожертвования можно внести в Богоявленском приходе (ул. Пушкина, 2), в часовне Иоанна Предтечи, расположенной на территории строящегося Богоявленского храма (пересечение улиц Красина и Климова). Телефоны: 41-30-36, 8-912-525-90-60.

© «KиK»

 
  • Построим храм всем миром!

Дизайн: Prozhoga.ru

 

Hosted by uCoz