С миру по нитке, как говорится, кто полушку, кто пятак, — так всегда строились храмы на Руси.
 

‡ Вопрос-ответ

На ваши вопросы отвечает настоятель Богоявленского
Храма Благочинный города
Кургана отец Николай

Письмо лично Отцу
Николаю
— narod.hram@mail.ru

 

18. Почему в централизованных религиях (христианство, мусульманство) в отличие от язычества такое отношение к женщине и к телесной Любви? Как к чему-то грязному. Меня это оскорбляет! Ведь это прекрасно: любить во всех смыслах. Алена.

Я согласен, что это прекрасно: любить во всех смыслах. Но не разобрав этого важного понятия и не выстроив определенную иерархию ценностей можно обмануться и не испытать в жизни настоящей любви.
На греческом языке разными словами выражены три вида любви: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная, а все три должны составлять одно целое.

Сейчас тема телесной любви в СМИ в полном преизбытке, что обесценивает настоящую, личную, глубокую любовь. Мода на оголенные части тела легко поработила девушек и приводит их не только к чему-то грязному, животному чувству, но не дает развития, движения и роста любви в душевную и духовную область. Ведь любовь не кончается 20-ю годами только телесным цветом, нужно жить любя долгую жизнь.

Христианское воздержание, которое предлагается и воспитывает, а не навязывается и оскорбляет, создает все условия для возрастания, украшения любовью и питает смыслом жизнь человека. На этом пути нет эгоизма, обмана, временных увлечений, предательства, разве это плохо. Жить надо так, чтобы быть достойным любви мужа, любви своих детей.
Конечно, человек свободен и может отменить последние две, но тогда совсем скоро он останется ни с чем.

17. Как-то все в христианской философии строится на страхе. Страхе наказания в загробной жизни. Мне это не нравится. Человек должен поступать хорошо и не грешить потому, что он человек, а не потому, что его накажут за грехи. Или вот убийцы всякие: «Мне отомщение и Аз воздам». А ты, мол, не смей наказывать своего обидчика. А Вам не кажется, что это противно врожденному чувству справедливости в человеке. Человек должен при жизни видеть результаты своих поступков: хороших и плохих. Убил, своровал? Получи наказание! Нормально живешь — молодец! И вообще: «Раб Божий»… Как-то звучит уничижительно. Сергей.

Подобные суждения возникают из-за того, что в православные учебники по богословию проникли западные схоластические вероучительные положения. На самом деле святоотеческое православное учение полностью согласовывается с вашими мыслями Сергей. Человек должен научиться жить с Богом, испытать преображение души, уметь четко отделять добро от зла. Чтобы образом жизни, самой природой сердца человеческого было благоволение. Чтобы всякий грех мучил человека, был очень неприятен ему. Хотя будет справедливо и то, что за каждый поступок и злое слово человек даст ответ.

И еще, сколько людей — столько может быть и справедливых мнений. Если люди знают и придерживаются Божественной справедливости, то это совсем другое дело. Есть такая формула митр. Филарета Московского: «Люби врага своего, сокрушай врага своего Отечества, гнушайся врагом Божиим». Из русской истории — Киевский князь Владимир, когда стал христианином, то начал подряд всех лихих людей прощать, на что греческое духовенство убедило его все же применять наказания для злых преступников.

Личных врагов любить надо. Любовь — это сильнейшее оружие, которое может из врага сделать преданного друга и обратить его душу к Богу. Но это требует времени и терпения, многих молитв и подвига.
«Раб Божий» — это очень высокое звание. Бог есть — любовь, и быть рабом Любви, значит работать любви, изгонять зло, силой Божественной любви, быть ее свободным, добровольным «пленником». В детстве многие испытывают это святое чувство. Но, к сожалению, по причине заблужденности, мелкой и суетливой жизни со временем человек утрачивает это начальное состояние души и личного духовного роста.

16. Почему Бог допускает зло и злодейства на земле? Войны, убийства, насилие???

Точнее сказать Бог попускает зло и злодейство на земле: войны, убийства, насилие. Христианство до нашей поры языческому миру кажется очень странным. Более того: христиане утверждают, что Бог любит нас, Бог есть — Любовь, и именно любовь, а не справедливость является мерилом отношения Бога к человеку.

Тогда почему Бог-Любовь допускает зло и злодейства на земле? Этот вопрос вполне актуален и сегодня, поскольку боли и горя в мире, к сожалению, вряд ли стало меньше, чем в евангельские времена.
«Если Бог всемогущ, может ли Он создать, такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?» — до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик новичков шкодливые семинаристы. Если не может сотворить, значит — не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно — не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограничить собственное всемогущество?

Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: «Бог не только может создать такой камень, но — уже создал его. Камень этот — человек». Церковь учит, что Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем. А главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога.

Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе. И Бог дал человеку эту удивительную возможность — любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу, но так же свободно мог и отказаться от этой любви.

Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма — это всего лишь отсутствие света. Так и зло — не отдельная категория бытия, противостоящая добру, это просто — отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло — это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди бы перестали быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло быть и речи, потому что роботы не могут любить. Святитель Григорий Назианзин говорит: «Спасение для желающих, а не для насилуемых». А вот слова Симеона Нового Богослова: «Никто никогда не стал добрым по принуждению».

Андрей Макаревич в одной из своих песен нашел очень точное с православной точки зрения определение человеческой истории — «Эпоха большой нелюбви». Люди, в сердцах которых не было любви к своему Создателю, оказались не способны любить и друг друга. Более того, они не смогли относиться с любовью к прекрасному миру, который Бог дал им в удел. И всё зло мира, все страдания человечества на протяжении всей его истории это всего лишь отражение нашей нелюбви к Богу, друг к другу, и к миру вокруг нас.

Обижать, обворовывать, мучить и убивать можно только тех, кого не любишь. В этом корень всех людских страданий и бед. Даже природные катаклизмы зачастую являются следствием нравственной деградации человека. Мы не можем с точностью отследить эту зависимость во всех случаях, но иногда она вполне очевидна.

15. Почему православная церковь не активно занимается, даже считаю, вообще не занимается, проповедничеством??? В церковь придешь — священники есть. А выйдешь из церкви — их нет! Когда церковь пойдет «в народ»? Или вы ждете, что люди сами к вам придут? Так вот, они не придут!!! За ними придут другие «церкви» и секты, которым не лень идти за душами паствы? И это на исконной православной земле? И вообще философский вопрос: почему дьявольское активно, а божественное — пассивно? Сергей.

Очень хорошо вы сказали, что мы живем на исконно православной земле. Здесь всегда хорошо жилось людям, исповедующим и другую традиционную религию. Сектанты кажутся активными, потому что у них основателем их конфессии является обычный человек. Библия, которую они позаимствовали у Церкви, понимается ими в соответствии с направленностью их организаций.

Наша христианская вера основана Живым Богом и он сам присутствует в душах, храмах, таинствах церкви. Мир совсем не пустой и люди знают, куда надо идти за здоровой духовной пищей. Евангелие проповедано по всей вселенной и во всем мире.

Священника сейчас можно увидеть в школах, хотя еще многие директора не являются сторонниками присутствия церкви в школе, в больницах, в местах лишения свободы. В университетах открываются теологические факультеты.

Ходить по квартирам или тянуть за рукав прохожих с просьбой поговорить о Боге православный священника никогда не будет.

Что касается нравственного возрастания, то действительно для этого нужен подвиг и приложение немалых личных усилий, и помощь Божия. А для нравственной распущенности не требуется никаких усилий. Это как под горку с ветерком. И довольно много людей и молодежи идет этим путем нравственного скатывания. Это путь в никуда — отчаянная вера в смерть.

У духовного подвижника, который своей верой, с помощью Божией, побеждает страсти, пороки в своем сердце, происходит перемена в существе его личности, где воцаряется благодать и начинается уже здесь на земле присутствие Царствия Божия. Вот почему на Святой Руси было такое большое количество монастырей и монашествующих.

14. Отец Николай! Почему православные верующие, придавая священные свойства изображениям святых (иконам) не могут делать скульптуры и присваивать им те же свойства? С уважением, Антеис.

В православной традиции скульптурных изображений Иисуса Христа, Божией Матери или Святых встречается крайне редко. Деревянная скульптура имела место по русскому северу, в Пермском крае, в Псково-Печерском монастыре есть скульптурное изображение Святителя Николая. Иконное изображение является окном в духовный мир. Напротив, скульптурное изображение воспитывает мысль и чувство человека в более приземленной, натуралистичной, излишне эмоциональной форме восприятия реального духовного мира. Икона (Образ), иконопочитание приводит дух, душу и тело человека к поклонению Первообразу, т.е. к Богу. Такая традиция утвердилась в православной Церкви и сохраняется второе тысячелетие.

13. Сколько денег уже собрано на новый храм? А сколько надо для окончания строительства? Кто его проектирует и строит?

Собрано уже больше миллиона рублей. Точная цифра пожертвований ежемесячно публикуется в городской газете «Курган и курганцы». Куплено 100 штук 16-метровых свай, из которых уже забито в грунт 50.
В среду 18 июля в 14-15 будет произведена забивка второй очереди свай. Приглашаем всех желающих. Всего на строительство храма потребуется около 50 млн. рублей.

12. Вы закрываете храм после 19 часов. Я всегда полагал, что церковь должна быть открыта всегда, ведь это приют души. Нельзя ли продлить работу хотя бы до 23 часов?

Вы совершенно правы. До революции многие церкви не закрывались.
В наши, пока неблагополучные временя, даже в вечернее время без охраны оставлять храм нельзя, особенно в зимнее время. В противном случае надо содержать серьезную дружину охранников. Очень много негативных действий по отношению к нашим родным русским храмам происходит сейчас в православной России. Печально, но факт.

11. Вы знаете, что сотрудников обладминистрации обязали сдать деньги на строительство храма, едва ли не в принудительном порядке? Почему так происходит?

Во-первых, потому что мы с нашей страной совсем недавно вышли из принудиловки во всех сферах. Давайте не будем никого строго судить, только вместе мы сможем изменить все к лучшему.

Во-вторых, на это общенародное дело люди реагируют по-разному, и это естественно. Зачастую бывают преувеличены слухи, личные мнения одного или двух человек и выдаются за мнение большинства. Кто очень хочет видеть негатив, тот обязательно его увидит. Я считаю, что пожертвования приносились искренно и с желанием.

В-третьих, в нашем народе есть национальная черта (и она не плохая) — он осторожен, тяжел на подъем, «медленно запрягает», и поэтому неизживается временем вынужденное подталкивание даже на добрые для души дела.

10. Вы тут рекламируете строительство храма на берегу Тобола —«на века». А что, церкви до советской власти строили не на века? И где теперь они? Вы гарантируете, что построенное будет востребованно хотя бы в ближайшие десятилетия? Вот и вопросы вам уже задают через интернет, и богослужения принимают уже дистанционно. Церковь рано или поздно принимает достижения НТР и активно их использует, хотя и ругает. Скоро в банки ходить будет немодно, покупки уже сейчас можно делать, не выходя из дома. Почему же тогда религиозные церемонии нужно проводить в специально построенном здании? И вообще, непонятно, у нас, что, больше строить нечего? Постройте детский садик на народные деньги, больницу или школу, и вам памятник при жизни поставят! Олег  А.

Уважаемый Олег, спасибо за вопрос!

Олег, вы живете в России и должны знать, как много сейчас восстанавливается и строится монастырей и храмов, духовных семинарий, училищ, образуется теологических факультетов в университетах.

Численность их просто огромна. Без помощи государства все это возрождается народом. А «Воля народа — глас Божий!». К сожалению, в нашей области строительство храма — пока редкое явление. Но факты все же обнадеживают: сейчас в г.Кургане 10 православных приходов. До 1990 года действовал только один храм в пос.Смолино. Ваше рассуждение напомнило мне разговор с одним знакомым в 1982году, который тогда сказал мне, что напрасно ты бросил карьеру архитектора и пошел в священники, так как ваши бабушки скоро умрут и все церкви закроют. Да и Никита Хрущев хотел показать последнего священника в 1980году. Вот прошло время, и наши бабушки оказались вечными, а рассуждения, основанные на логике голого материализма моего знакомого, оказались недальновидными. Объяснять, что пошел в священники (в 1975г.) не по расчету, а по велению сердца показалось тогда бессмысленным.

Сейчас в крупных городах церкви заполнены молодежью, ходят семьями. В Москве все сохранившееся храмы восстановлены и строятся новые, в спальных районах ощущается острая нужда в храмах, восстановительная работа идет в деревнях и селах области, многие церкви восстанавливаются практически из руин. При общинах организовалось много неформальных молодежных организаций. Профессура и студенты МГИМО издают замечательный православный журнал «ФОМА», «Нескучный сад», молодежный журнал «Наследник». А сколько появилось молодых, благоговейных и образованных священников, многие из которых совершают реальный подвиг. Не на словах, а на деле возрождают Отечество.

Что касается детских садиков, то в недавнее время многие из них были закрыты из-за недостатка детей. Клубы остались пустыми из-за невостребованности населения в культуре, да собственно от нашей национальной 1000-летней культуры остались крохи, благодаря небольшому числу подвижников и их личной инициативе. Больные, принимающие лечение в переполненных больницах жалуются на плохое отношение к ним медперсонала. Школы, измученные реформами в растерянности как учить и как воспитывать? В учителя идут — максимум один из целого выпуска педагогического факультета университета.

Не значит ли, что причина всего этого состоит в том, что в России были разрушены и лежали почти весь ХХ век в запустении наши Алтари?

Слава Богу, думающий современный человек начинает понимать, что благодать Божия не сходит на человека через экран телевизора.

Не человек, а Бог устроил этот мир и положил в основу его Свои законы, которые не изменить никакому человеческому гению, разве только к своему несчастью.

9. Отец Николай, расскажите историю, как Клуб Продольного водопровода стал Богоявленской церковью и что там будет после строительства нового здания храма?

По благословению Управляющего Курганской епархией Епископа Михаила храм, расположенный в бывшем клубе Продольного водопровода будет переименован и останется одним из приходов г. Кургана.

Если сказать кратко об истории появления в бывшем клубе храма, то надо отметить, что еще в 1994 г. была зарегистрирована наша Богоявленская община с целью строительства нового храма в стиле традиционного русского зодчества. В 1997 г. община взяла пустующее и запущенное здание клуба в аренду, а после его обустройства в 2000 году освятили архиерейским чином как Богоявленский храм. В этом году в июне нашему приходу исполнилось 10 лет.

Девяностые годы были временем, когда по всей матушке России вдруг потребовалось много храмов, особенно в городах, и тогда нашли выход из создавшегося положения — обустраивать и освящать любые подходящие помещения.

8. Будет ли при новом храме открыта воскресная школа?

На первом этаже нового храма запроектирован класс для воскресной школы и библиотека с читальным залом. Благоустройство и озеленение территории, прилегающей к храму, сделает это место, по нашему мнению, привлекательным для наших горожан. Предусмотрена также комната для маленьких детей, которых будут опекать воспитатели в момент богослужения, чтобы их родители смогли спокойно побыть в храме, а к концу службы взять их и подвести к причастию.

7. Как вы думаете, соседство нового Богоявленского храма на берегу с памятником революционеру Красину — это нормально?

Памятник мы как-то особо и не замечаем. Злопамятством не страдаем.
История должна быть поучительна, какая бы она не была. Здесь главное место для храма очень подходящее: светлое, излучина Тобола, центр старого города, удаленность от шумных улиц.

6.Отец Николай, я верю в Христа, в Бога, но не могу и не хочу посещать церковь, поскольку мне кажется, что там все ненатурально, и что это некое шоу. Могу ли я молиться дома, верить и не ходить в церковь? Или так делают только свидетели Иеговы?

Вам действительно только, кажется. Груз этих мыслей преодолевался всеми, кто приходил в Церковь в новое время. Если бы в Церкви было все ненатурально, то еще в I веке она прекратила бы свое существование. В ХХ веке она не явила бы сотни тысяч мучеников за веру. Люди, пришедшие в Церковь уже в зрелом возрасте, говорят, что им сначала казалось все в ней чужим и непонятным, а со временем родилось такое чувство, что как будто они вернулись в родной дом.

5. Кто-то из священников оговорился, что многие из нынешних молодых — наркоманов, пьяниц, в общем, так называемое «быдло», к старости станут праведниками и чуть ли не святыми, и их будет очень много. Что вы думаете об этом, и вообще о молодежи?

К великому сожалению некоторая современная молодежь в наше время проходит гибельным путем наркомании и пьянства. Иногда такой тяжкий грех и невыносимые страдания приводят человека к Богу. Обессиленный с опустошенной душой человек вряд ли сможет собрать свою волю на подвиг, на борьбу. Может быть, настанет такое время, когда явные грешники толпами пойдут к Христу в покаянии. Дай Бог, чтобы такое чудо произошло, и они вышли бы на дорогу в духовный мир Божий, несравненно богатый, притягательный и совершенный, чем «радужный» мир грез и кайфа, берущий свое начало от желудка.

У молодежи должна произойти революция в сознании. Они не должны утратить способность находить и избирать главное, лучшее и истинное.

4. У Вас замечательная семья и много детей. А какие были самые серьезные трудности в их воспитании? Как вы их наказывали и поощряли? Ваш рецепт воспитания детей? Только не коротко: «их надо любить», я и так их люблю! )))))

Многодетная семья — это уникальный дар Божий. Много постулатов лежит в основе семьи, обо всех, пожалуй, и не скажешь. Вот один из главных: дети, данные Богом, прежде всего Его дети, чада, а затем уже родителей. Это понимание откладывает отпечаток буквально на всех отношениях в воспитании и дети сами должны это почувствовать в раннем возрасте.
У нас самые серьезные трудности возникали в периоды выбора призвания, профессии.

Как их наказывали? Маленьких чикали по попке, с четким и ясным указанием на вину. А сейчас наши родительские наказы ненавязчиво и свободно растворены в наших отношениях. Самое главное надо бережно воспитать и привить детям уважение и способность слышать и ценить мнения родителей. С самого детства стремиться выстраивать взаимоотношения так, чтобы и итоге повзросления все члены семьи нуждались друг в друге. А зятевья и снохи, которые позже приходят в семью, подчинились бы этому правилу в непререкаемой атмосфере единства. Многие беды современной семьи происходят от неправильно выстроенной иерархичности, безответственности родителей. Если человек не познал себя, как он может познать ближнего или даже собственных детей.

Очень важно, чтобы ребенок научился жить сердцем. Без личного примера, без личной внутренней душевной работы над собой родителю этого не привить.

Вы совершенно правы, что в основе воспитания лежит любовь. Но любовь бывает разная. Думаю, вы согласитесь, что иной любовью можно сделать человека несчастным. Правильной любви люди должны учиться через общение с Творцом — источником любви. Это труд нелегкий и лежит он — пока не всеми востребованный — но видимым и ощутимым рецептом в жизни и традиции Церкви.

3. Является ли греховным брак, зарегистрированный в ЗАГСе, но не освященный церковью? Как в этом случае расценивается развод — считается ли он грехом?

Брак, зарегистрированный в Загсе, но не освященный Церковью не считается грехом. Если супруги любят друг друга и Господь дал им детей, какой же это грех? Другое дело — само совершенство брака супруги могут поднять на более высокую ступень. Но здесь нужно уже личное развитие веры. Определенный уровень воцерковленности. Развод и измена считается грехом.

2. Детский вопрос: Вам нравится Ваша работа и почему? Ваня.

Считаю, что священническое служение — это самое великое призвание для молодого человека. Выше служения педагога, врача и военного. Оттого, какой у нас священник такой и педагог, врач, военный и т.д.
Священнический труд очень тяжелый и ответственный, но вместе с тем самый благодатный и счастливый. Ведь область его действа — Бог и мироздание, жизнь и дух, душа и тело человека.

1. Как получилось, что Вы приняли решение стать священником, на четвертом курсе архитектурного института? Что повлияло на Ваш выбор пути? Осталась ли у Вас какая-нибудь мирская профессия?

Еще с детства очень часто задумывался о смысле жизни. Верил, что есть у нее универсальный «код» для каждого человека.

В институте, занимался на кафедре «Основ архитектурного проектирования», изучая храмовое зодчество, меня поражала способность древних видеть красоту и гармонию, отражавшуюся в их творчестве. Из какого же источника они черпали ее?

Так появилась слабая вера в Бога. Очень хотелось, не теряя времени укрепить ее. Взяв академический отпуск на 3 года, пришлось сменить обстановку и окружение. За этим последовал отдаленный приход в Псковской области, Псково-Печерский монастырь, новые знакомства. Кстати в начале 70-х по подобному пути уже шли молодые люди. Много пришлось видеть разрушенных храмов. Со временем родилось ясное осознание острой необходимости для России духовных пастырей, и на приглашение поступить в семинарию я не отказался, вместо того, чтобы возвратиться в институт к своим «СНИПам» на 4 курс советской архитектуры. Неверующий человек отрицает бытие Бога и правильно делает, потому что он отрицает свое личное представление о Нем. Человек остается неверующим до тех пор, пока не захочет по-настоящему узнать — есть ли Он?

  • Построим храм всем миром!

Дизайн: Prozhoga.ru

 

Hosted by uCoz