Сайт в поддержку | ‡ Главная ‡ О Храме ‡ Хроника событий ‡ Фотохроника ‡ Из жизни Богоявленской общины ‡ Благотворители |
«Бог есть огонь согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним». Серафим Саровский.
| ‡ Статьи / 23 октября 2007Круглый стол «Основы православной культуры»Сегодня в обществе растет понимание того, что развитие России невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности. Это касается всех векторов развития государства и общества – от экономики до демографии, включая духовную безопасность граждан страны.Не случайно сейчас на самом высоком уровне вопросы духовно-нравственного воспитания и образования рассматриваются в общенациональном масштабе. И в первую очередь речь идет о школе, которая должна вернуть утраченные в 90-е годы позиции центра воспитания будущих граждан России. Многое в этом плане делается. По результатам недавнего социологического опроса, проведенного в Кургане, родители достаточно высоко оценивают позитивные перемены в воспитательной работе классных руководителей, что во многом является результатом реализации нацпроекта «Образование». Важно отметить, что сегодня предлагаются инновационные программы не только в образовательной, но и в воспитательной сфере. Один из таких проектов, который активно обсуждается в обществе, это введение и преподавание в школе курса «Основ православной культуры». Одна из задач данного курса – включить будущего гражданина в мир тысячелетней российской культуры, неразрывно связанной с православием. Вместе с этим курс «Основы православной культуры» вызывает немало разноречивых оценок, в том числе и в педагогическом сообществе. Это касается мировоззренческих и юридических вопросов, а также, в частности, научно-методического и кадрового обеспечения преподавания курса «Основ православной культуры». При этом позиции Русской православной церкви и светского сообщества имеют как общие, так и различающиеся черты. В работе «круглого стола» приняли участие: глава города Кургана А.Ф. Ельчанинов; благочинный города Кургана протоиерей Николай Чирков; директор гимназии № 47, депутат городской Думы О.В. Баланчук; директор гимназии № 27, депутат городской Думы В.И. Терещенко; директор школы № 17, депутат городской Думы С.В. Шигуров; руководитель отдела образования и катехизации Курганской епархии иерей Михаил Ширяев; пресс-секретарь Курганской епархии иерей Вячеслав Зуев. А.Ф. Ельчанинов: — Сразу скажу, что вопрос, вынесенный на обсуждение нашего «круглого стола», на мой взгляд, очень важен. Сегодня Россия встает с колен, возвращает себе статус мировой державы. Очевидны экономические успехи. Но есть и понимание того, что развитие, движение вперед требует твердой почвы под ногами. И это не только богатые сырьевые запасы страны, ее интеллектуальный потенциал. Необходимы идеология, ценности, которые будут объединять государство и общество. Нужна духовная основа, которая предполагает ясные и разделяемые обществом цели, благородные правила поведения в жизни и многое другое, без чего невозможно полноценное развитие любого общества. Идеология – это условие не только существования, но и развития социального организма. В связи с этим задача, связанная с введением и преподаванием в школе курса «Основ православной культуры», должна решаться осторожно, корректно, с учетом различных реальных факторов, влияющих на жизнь нашего общества. Иначе можно достичь обратного результата: не объединить, а расколоть общество. И еще одна сторона вопроса. На мой взгляд, при введении курса «Основ православной культуры» неприемлем путь «сверху». Невозможно приказами заставить изучать православие. Это должно идти «снизу» как результат активности родителей, учителей, самих учеников. Тогда это будет живой процесс, который поддержат, в том числе и властные структуры. В заключение своего несколько затянувшегося выступления отмечу, что идея преподавания «Основ православной культуры» должна реализоваться спокойно и мудро в интересах мира и согласия в нашем обществе. С.В. Шигуров: — Я хочу присоединиться к позиции Анатолия Федоровича относительно того, что процесс введения курса «Основ православной культуры» должен происходить «снизу». Возможно, последнее слово не самое удачное, но я поясню, что имею в виду. На мой взгляд, инициатива должна исходить от семьи. Вот я крещеный человек, сам являюсь крестным отцом. Мои родители тоже крещеные. Все рождается в семье, в том числе и православные традиции. Если, например, ко мне как директору школы обратятся родители с просьбой организовать в той или иной форме преподавание «Основ православной культуры», то я обязательно найду возможность решить этот вопрос положительно. Но если я начну сейчас как руководитель своим приказом вводить данный курс, то я могу наломать дров. У нас большая школа, где учатся дети из самых разных семей, в том числе и различных национальностей и конфессий. В этой сфере мы должны быть предельно осторожны. Мы находимся в самом начале пути. Вопросов больше, чем ответов. Приведу пример. У меня как директора и у нашей школы очень хорошие отношения с отцом Владимиром Дедовым, настоятелем храма целителя Пантелеимона в Рябково. Кстати, отец Владимир – выпускник нашей школы. Когда мы стали с батюшкой решать вопрос, как организовать воскресную православную школу, то приемлемого варианта пока не нашли. И давайте не будем лукавить: одно дело – давать информацию, знания о православии, другое – привлекать к вере. Здесь очень много вопросов... Иерей Михаил Ширяев: — Дискуссия о курсе «Основ православной культуры» ведется уже не один год. Но мы топчемся на одном и том же месте: «А воз и ныне там». Одна из главных причин такого «топтания» — это недостаточная информированность педагогического сообщества относительно того, чем курс «Основы православной культуры» отличается от Закона Божиего. Эта неинформированность порождает вопиющее непонимание, когда происходит подмена понятий. Закон Божий учит детей молитве, исполнению обрядовых требований, постов, поведению в храме, участию в таинствах. Когда мы изучаем «Основы православной культуры», то ничего этого мы детям не даем. Мы даем сведения, знания о реалиях, связанных с православием, которое является культурообразующей религией России. У одних народов это ислам, у других – буддизм, у нас это православие. Невозможно понять русскую историю и культуру вне православия. Вся великая русская литература – Пушкин, Достоевский, Тютчев и многие другие – неразрывно связана с православием. Научить пониманию собственной культуры – задача курса «Основы православной культуры». Если мы этого не делаем (а мы этого не делаем), то обрекаем наших детей на духовное невежество и слепоту, лишаем их родной почвы, корней. Тогда они становятся «перекати-поле» («Беги за «Клинским»!»), легкой добычей западных ловцов душ, которые спят и видят, как превратить Россию в послушный сырьевой придаток Западу. Вокруг курса «Основ православной культуры» возникло немало нелепых стереотипов и мифов, распространяемых так называемой либеральной прессой. Мол, церковь давит, загоняет всех палкой изучать православие и Ведется подготовка педагогических кадров. В частности, в Кургане на курсах повышения квалификации подготовлено около 200 педагогов, но только 15% из них преподают «Основы православной культуры». Почему? Одна из главных причин: позиция директоров школ. Поэтому я призываю руководителей школ в рамках действующего законодательства способствовать введению курса «Основ православной культуры». Это в наших общих интересах. Да, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, которое сегодня, к несчастью, переживает духовно-нравственный кризис. И нужно предпринимать конкретные усилия, чтобы дать возможность жить и развиваться нынешнему и будущим поколениям России. О.В. Баланчук: — Я полагаю, что не следует драматизировать отношения между церковью и школой. Мы – союзники, стремящиеся в достаточно сложных условиях решать задачи по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей. Хочу сказать, что в нашей гимназии мы никогда не уходили от решения задач в этой ключевой сфере. Формы и методы здесь самые разнообразные, но, пожалуй, важнее всего – это участие наших детей в благотворительных акциях, которые проводит гимназия. Я всегда говорю на родительских собраниях, что, чем раньше мы привьем ребенку способность к состраданию, милосердию, тем замечательнее будет человек. Разве это не православный подход к воспитанию? Говоря о введении курса «Основ православной культуры», следует отметить, что всегда важно выявить исходные условия, в частности, позицию родителей. Мы провели социологический опрос. В нашей гимназии 1058 учеников. Мы опросили 890 родителей. Познакомлю с некоторыми результатами опроса. Верующими (православными) считают себя более 40% опрошенных. Церковь посещают 72%. Церковные праздники соблюдают 63%. Задавался вопрос об отношении к преподаванию основ религиозной культуры. 10% относятся к этому положительно. 30% - отрицательно. Остальная, большая, часть не определила своего отношения. Как видите, ситуация непростая, требующая обдуманных, неспешных действий. Сейчас не следует гнаться за количеством, главное – качество преподавания, которое станет примером для последующего развития. Еще один вопрос, на который бы хотелось обратить внимание. Не только «Основы православной культуры», но и другие предметы дают знания о православии в России. Это история, литература, мировая художественная культура. Преподавание всех этих предметов невозможно вне православия. И это реализуется на практике. То есть неверно представлять, что современная школа – это «территория», свободная от православия. Мы работаем. И мы готовы работать вместе со священниками. В.И. Терещенко: — Тема нашего «круглого стола» актуальна и своевременна. Общество, чтобы успешно развиваться, должно иметь твердую духовную основу. И школа, конечно, играет здесь первую роль. Хорошо, что появляются новые проекты, в частности, курс «Основ православной культуры». Этот проект нужно не только обсуждать, но и реализовывать. Другое дело, что при этом возможны различные варианты. Например, в нашей 27-й гимназии достаточно длительное время успешно преподается предмет «История религий». Сразу отмечу, что данный предмет, прежде всего, вводит учеников в мир русской культуры в контексте других мировых религий и культур. Преподавание этого предмета мы начали с 8-го класса, поскольку это возраст духовного и нравственного созревания личности. редварительно мы проводили социологический опрос среди восьмиклассников. Только четверо были против данного предмета. «История религий» преподавалась в обязательном порядке, что, на мой взгляд, очень важно, особенно для старшеклассников. Полагаю, что обязательность при изучении духовно-нравственных дисциплин может быть полезна. Сейчас этот предмет преподается на факультативной основе, поскольку не хватает часов. Это тоже проблема для современной школы. Иерей Вячеслав Зуев: —- Буду краток и выделю несколько моментов, связанных с сегодняшним обсуждением. Первое. Никто ничего давно не запрещает в сфере ведения образовательной деятельности. В рамках Конституции, действующего законодательства введение и преподавание курса «Основ православной культуры» ничто не запрещает. Просто соответствующими кругами выстраиваются искусственные барьеры, которые педагогами, руководителями школ воспринимаются как реальные. На самом деле юридических препятствий нет. Второе. Здесь много было сказано о добровольности, о свободе выбора, о том, что инициатива должна идти снизу. Есть иллюзия, что человек выбирает культуру сам. При благоприятных, устойчивых условиях человек «врастает» в культуру. Но у нас сейчас другая ситуация – жесткая, кризисная. И в такой ситуации необходима система целенаправленных воздействий. Пастернак сказал, что культура насаждается, как картошка при Екатерине, до которой Россия и не слышала о таком овоще, а теперь не может без него обходиться. Что касается добровольности выбора, то представьте следующую ситуацию. У 16-летнего обычного парня есть право выбора: в холодильнике бутылка пива, на полке – пачка сигарет, где-то еще – билет, скажем, в клуб «Марракеш». И можно почитать книгу «Как правильно себя вести». Он выберет скорее всего любой из вариантов, но только не последний. Так называемые либеральные ценности, связанные с культом потребления и наслаждения, входят быстро в жизнь молодого человека. Они легко усваиваемые, но ведут к распаду личности и в конечном счете к разрушению общества. Говоря о духовно-нравственном воспитании и образовании, следует отметить, что у нас слишком мало времени. Необходимо действовать. Завтра может быть поздно. Протоиерей Николай Чирков: — Я выражаю благодарность всем участникам «круглого стола». Состоялось, на мой взгляд, заинтересованное и содержательное обсуждение проблем, связанных с курсом «Основ православной культуры». За этой, казалось бы, частной темой стоит очень многое. Это вопрос будущего России. Будет крепкая духовная основа общества – будут и успехи в развитии страны. Сегодня Россия стоит перед экономическим возрождением. Когда-то в ХХ веке и Европа находилась в подобной ситуации. Да, экономическое возрождение Европы после второй мировой войны состоялось. Но сейчас Европу все чаще называют старой, дряхлеющей, увядающей... Почему это происходит? Да потому что старая Европа, состоявшись экономически, утратила свою духовность. Россия не должна повторить этой ошибки. Экономический рост должен сопровождаться духовным развитием. Тогда это будет гармоничное общество, способное решать самые сложные задачи в XXI веке.
| ‡ Баннеры ‡ Предтеченский храм в Угличе — прототип строящегося Богоявленского Храма ‡ Карта места строительства Храма в Кургане ‡ Вид на будущий храм с улицы Красина ‡ Матушка. В семье Чирковых всё строится на любви, доверии и вере |
Дизайн: Prozhoga.ru |
|