«Бог есть огонь согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним».

Серафим Саровский.

 

 

Хроника / 3  марта 2008 

Олимпиады для православных детей

Благочинный города Кургана, настоятель Богоявленского храма протоиерей Николай Чирков:
— Рождественские чтения, которые уже в 16-й раз проводились в Москве, это самый крупный православный форум в мире. В 2008 году в чтениях участвовало более 15 тысяч человек. Главные участники – это педагоги, которые в своих школах, классах осуществляют многотрудную работу по духовно-нравственному воспитанию наших детей. Благодаря Рождественским чтениям педагоги имеют прекрасную возможность общения, обмена опытом, причем на уровне конкретных методических разработок.

Поскольку я участвую в работе уже восьмых Рождественских чтений, то могу сравнивать. Многое изменилось. Несколько лет назад мы только искали подступы к решению проблем духовно-нравственного воспитания, больше обсуждали цели, задачи, перспективы... Сегодня иная картина: педагоги совместно с церковными деятелями обсуждали конкретные вопросы, методики, образовательные технологии. Но неизменной остается высокая атмосфера чтений, исполненная оптимизма, христианской радости, веры в Россию и в наш народ.

На мой взгляд, центральная тема Рождественских чтений – это воспитание, которое, к несчастью, в силу неблагоприятных обстоятельств было выведено за пределы нашей школы или заменено на некие суррогаты западного образца. Сегодня общество проявляет не только интерес, но и волю к возвращению воспитания в систему российского образования. А воспитание требует родной почвы, которой для нашего народа является православие. И вопрос о преподавании «Основ православной культуры» в школе - это не только педагогический, но и стратегический вопрос для России, будущего страны. Народ, объединенный православными ценностями, сможет решить и сложнейшие социально-экономические задачи. Но для этого необходимо более активное взаимодействие государства и русской православной церкви.

ХVI Рождественские чтения стали важным этапом в жизни православного сообщества России. Мы увидели, как нас много. Участники чтений, прежде всего, нашли поддержку и взаимопонимание. Хочется верить, что существующие пока проблемы будут решены и православное воспитание и образование станет реальностью для наших детей.

Иерей Михаил Ширяев, руководитель отдела образования и катехизации Курганской епархии:
— Начну с того, что представитель Курганской области, директор Чернавской основной школы Галина Никитична Трубина завоевала третье место во всероссийском конкурсе «За духовно-нравственный подвиг учителя». Итоги конкурса были подведены во время Рождественских чтений. Это серьезная, заслуженная оценка деятельности Галины Никитичны, всего коллектива школы, где уже несколько лет ведется курс «Основы православной культуры», развивается система патриотического воспитания. Следует отметить, что такого рода конкурсов в России уже несколько, а в ближайшее время станет еще больше. Это отрадный факт, свидетельствующий о внимании к педагогам, занимающимся духовно-нравственным воспитанием и образованием. Кроме того, принято решение о проведении школьных олимпиад по «Основам православной культуры». Это будет всероссийская олимпиада, участниками которой станут дети разных возрастов, и проводиться она будет по различным номинациям – сочинения, рефераты, рисунки и т. д. Несомненно, что проведение олимпиады будет способствовать развитию интереса к православной культуре.

Один из главных итогов ХVI Рождественских чтений – это значительный прогресс в отношениях между Русской православной церковью и Министерством образования и науки. На это по-требовалось около трех лет. Сейчас на смену былого непонимания и даже конфронтации пришло конструктивное сотрудничество. В целом принята и одобрена концепция образовательного стандарта по духовно-нравственному воспитанию и образованию, которая была разработана и предложена Русской православной церковью в 2006 году. Но тогда в Министерстве концепцию положили «под сукно». Сейчас эта концепция принята Министерством образования и науки. Это принципиальное достижение, поскольку духовно-нравственное воспитание, начиная с 2009 года, становится неотъемлемой и естественной частью образовательного процесса в России.

В настоящее время в рамках принятой концепции ведется разработка программ по духовно-нравственному воспитанию и образованию. При этом на Рождественских чтениях было четко заявлено, что неприемлем некий универсальный курс, освещающий сразу все религии, причем в равной мере. Такая «всеядность» ни к чему хорошему не приведет. Вместо воспитания мы получим рациональное, холодное информирование. Единственная страна, где практикуется такой «равноудаленный» подход, это США, но и там он постепенно изживает себя. Во всех других странах, включая европейские, духовное образование строится на ином принципе: представители каждой традиционной конфессии изучают свою родную культуру. В Германии, например, такая модель успешно действует уже несколько десятилетий, и никаких межрелигиозных проблем не возникает.
В ходе Рождественских чтений была выражена уверенность, что с 1 сентября 2009 года в рамках федерального стандарта по духовно-нравственному воспитанию будет преподаваться курс «Основы православной культуры», который войдет в основную сетку часов для российских школ. При этом представители других традиционных для России конфессий должны иметь возможность изучать свои культуры.
Участников чтений очень волновал вопрос, а что будет сейчас с курсом «Основы православной культуры», другими близкими курсами православной направленности. Дело в том, что в соответствии с поправками в Федеральный закон, отменен региональный компонент, будут действовать только федеральные стандарты и школьный компонент. Но православные курсы преподаются именно в рамках региональных стандартов, а в четырех областях России школьники изучают их в обязательном порядке. На самом высоком уровне нас заверили, что данные программы не только не будут сворачиваться, но и получат дальнейшее развитие. Хочется надеяться, что так и будет, в том числе и в Курганской области.

Должен с радостью отметить, что в нашей области духовно-нравственное воспитание и образование достаточно успешно развивается, в том числе и в курганских школах. Конечно, делаются первые шаги, но результаты есть. Если в прошлом учебном году «Основы православной культуры» и родственные курсы изучались только в 14 школах области, то в этом году – в 83. Ведется подготовка учителей, растет интерес как педагогов, так и учащихся к православной культуре.

Иерей Вячеслав Зуев, пресс-секретарь Курганской епархии:
- Рождественские чтения проходили в деловом, конструктивном духе. Не было эйфории, излишней восторженности. Шел обстоятельный разговор о проблемах духовно-нравственного воспитания и образования. Среди участников была и определенная настороженность: какова будет судьба курса «Основы православной культуры»? В соответствии с изменениями в Федеральном законодательстве региональные стандарты отменены. А ведь православные курсы преподавались в рамках региональных стандартов образования. И будут ли включены «Основы православной культуры» в федеральный стандарт по духовно-нравственному образованию? Да, нас заверяют, что все будет нормально. Но многие участники Рождественских чтений, например министр культуры Соколов, ректор МГУ Садовничий, прямо говорили, что мы не знаем, какая конкретная работа ведется в недрах Министерства образования и науки. Это не должен быть корпоративный, закрытый процесс, необходимы широкое общественное обсуждение, открытость, прозрачность.

Православное педагогическое сообщество волнуют конкретные вопросы: сколько часов будет выделено на курс «Основы православной культуры», каким будет его содержание. Многие говорили о том, что не должно быть какого-то одного, навязанного всем учебника. Их должно быть несколько, в том числе с учетом региональных особенностей. На мой взгляд, сегодня необходимо более полное и открытое взаимодействие между церковью, православным сообществом и Министерством образования и науки.
Главный результат чтений связан с тем, что педагоги обогатились новым опытом, идеями, конкретными методическими разработками. И, конечно, это огромное счастье – общение со своими коллегами-соратниками.

© «KиK»

  • Построим храм всем миром!

Дизайн: Prozhoga.ru

 

Hosted by uCoz